суббота, 20 ноября 2010 г.

Дорожная карта управления







Вышла новая версия стандарта ИСО 9004:2009.


По исследованию, проведенному Международной организацией по стандартизации (ISO), стандарт ИСО 9004 версии 2000 года не отражал потребности бизнеса в улучшении деятельности, не добавлял ценности системам менеджмента качества и не был востребован бизнесом.


Сможет ли новая версия завоевать популярность на предприятиях, будет ли она полезна бизнесу, поднимет ли он популярность стандартов ИСО серии 9000, в частности повысит ли востребованность ИСО 9001? Ответ на этот вопрос покажет время, мы же рассмотрим содержание новой версии стандарта. При анализе использовался перевод, сделанный В. Качаловым (редакция от 06.01.2010 г.)


Итак, что же нового в стандарте ИСО 9004:2009?


Изменился сам акцент, сама концепция ИСО 9004. Если предыдущая версия называлась ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», то новая версия стандарта называется «Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» (Managing for the sustained success of an organization -- A quality management approach). Следует отметить, что концепция устойчивого развития (sustainable development) сейчас борется за лидерство среди идей существования общества на планете. Устойчивое развитие в формулировке ООН – «развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей». Устойчивое развитие по законодательству РФ – «гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды».


И в этой части название стандарта, наверное, не случайно. В соответствии с определением, приведенным в ИСО 9004, устойчивый успех – результат способности организации достигать своих целей и удерживаться на этом уровне в течение длительного времени. Хотя, как видим, в рамках ИСО 9004 устойчивый успех компании трактуется несколько иначе, чем устойчивое развитие общества, новая версия стандарта обращает внимание и на вопросы экологии и на вопросы социальной ответственности.


Согласно концепции стандарта, развернутая модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, приведена на рисунке.


Разработчики отказались от следования пунктам ИСО 9001 и в отличие от предыдущей версии перестали его цитировать. Содержательная часть документа состоит из 6 разделов: «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации», «Стратегия и политика», «Менеджмент ресурсов», «Менеджмент процессов», «Мониторинг, измерение, анализ и изучение», «Улучшение, инновации и извлечение уроков». Приложения содержат методику самооценки (более подробно о моделях самооценки – в одном из следующих выпусков) и развернутое описание принципов менеджмента качества (заимствованное слово в слово из брошюры ИСО «Принципы менеджмента качества»). Принципов, кстати, так и осталось 8, несмотря на то, что изначально разработчики озвучивали увеличение количества принципов до 12.


Первый раздел «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации» предлагает обратить внимание на общие подходы, которые обеспечит предприятию устойчивый успех – долгосрочные планы на будущее, постоянный анализ среды, в которой существует организация, установление взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами (потребители, собственники, работники организации, поставщики, общество в целом) и т.д. Многие из тезисов, озвученных в этом разделе, раскрываются в следующих более подробно.


Раздел 2 «Стратегия и политика» предлагает установить стратегию и политику, обеспечить их развертывание по всей организации, обеспечить распространение информации о стратегии и политике.


Раздел 3 «Менеджмент ресурсов» предлагает предприятию управлять финансовыми ресурсами, персоналом, поставщиками и партнерами (в этом стандарте поставщики и партнеры отнесены именно к ресурсам), инфраструктурой, производственной средой (и здесь в отличие от ИСО 9001:2008 уточняется, что под производственной средой следует понимать также правила и инструкции по технике безопасности, использование защитных средств), знания, информацию и технологии, природные ресурсы (здесь, а также в подразделах «Работники организации» и «Производственная среда», можно проследить перекличку с понятием «устойчивое развитие»).


«Менеджмент процессов» - седьмой раздел – устанавливает рекомендации по управлению процессами организации. Все, что там сказано – планирование процессов и управление ими, распределение ответственности и полномочий и т.д. – уже сложившая общая практика по управлению процессами в рамках ИСО 9001 – наиболее распространенный методологический подход, который используется начиная с версии 2000 г.


Восьмой раздел «Мониторинг, измерение, анализ и изучение» помимо прочего включает рекомендации использовать для этих целей внутренний аудит, бенчмаркинг, самооценку, а также ключевые показатели деятельности (в статье «Оцифровка деятельности», мы говорили о том, что практика применения таких показателей – KPI – возможно, получит дальнейшее распространение в стандартах на системы менеджмента, новая версия ИСО 9004 стала тому подтверждением).


Заключительный девятый раздел описывает подход у улучшениям, инновациям, рискам, извлечению уроков.


Такие понятия, как «процессный подход» и «управление рисками» акцентируются во всех разделах новой версии стандарта. Так, в стандарте, процесс рекомендуется применять не менее, чем в 16 случаях (при разработке, анализе и реализации стратегии, управлении инновациями и постоянным совершенствованием, управлением ресурсами, в частности, финансовыми и т.д.) Также как и в прошлой версии, речь идет не только о результативности, но и об эффективности процессов. Термин «управление рисками» в тексте встречается 38 раз, против 19 в предыдущей версии. Это позволяет сделать вывод о том, что это наиболее актуальные методы, которые рекомендуются сегодня предприятиям сообществом специалистов в области менеджмента.


Отдельных слов заслуживают требования, связанные с персоналом. Разделы, в которых они установлены, в отличие от многих других, представляют довольно конкретные положения. Так, руководству предлагается поддерживать коллективное видение, коллективные ценности в организации, преобразовывать стратегические цели в персональные производственные задачи и планы по их решению, оценивать личную производительность по результатам решения персональных производственных задач. Рекомендуется разработать и обеспечить выполнение плана развития персонала. Предлагается внедрять системы признания и вознаграждения, основанные на индивидуальной оценке личных достижений, планировать служебный рост работников, проводить постоянный анализ уровня удовлетворенности, а также потребностей и ожиданий персонала.


Следует отметить большую концептуальность новой версии стандарта: там, где в версии 2000 г. были конкретные инструменты и указания, здесь по большей части обошлись общими фразами. Но в этом, возможно, и преимущество внесения изменений – сейчас стандарты (точнее версии одного и того же стандарта) дополняют друг друга и возможно совместное их использование. Вместе с тем все подходы – инновации, управление знаниями, управление рисками, KPI, бенчмаркинг, процессный подход и т.д. – не являются радикально новыми. Существует довольно обширная методическая база их применения.


Что можно в этой связи предпринять нашим компаниям. По опыту, службам качества сложно убедить руководство и персонал компании применять (внедрять), какие либо методы, если они не являются обязательными (как требования ИСО 9001) или если с этими требованиями не согласен руководитель (и лично в них не заинтересован). Мы имеем четкие примеры того, как организации начинали применять некоторые тезисы ИСО 9004 только тогда, когда они становились обязательными требованиями (например, в рамках СТО Газпром 9001). А значит, главное – убедить руководителей в полезности стандарта, или, по крайней мере, заинтересовать.


Чтобы что-то извлечь из стандарта мы считаем, что руководителям службы качества следует сделать презентацию для высшего руководства на 60 минут (выбить этот час внимания). А потом совместно определить те методы, которыми следует воспользоваться, установить последовательность шагов.


Ведь как бы не критиковали стандарт – это дорожная карта улучшения систем менеджмента качества и другого сбалансированного инструмента нет.


Итак, несмотря на то, что предложенные методы не являются новыми для менеджмента, а в самих разделах их описывающих, нет сколько-нибудь оригинальных методических подходов, необходимо подчеркнуть, что если наши предприятия будут использовать то, что предлагается, они действительно смогут сделать шаг вперед, несмотря на объективные барьеры. Также стандарт дает именно комплексную картину, обеспечивает системный подход к вопросам, которые должны применяться на предприятии для достижения устойчивого успеха. А, следовательно, это делает стандарт полезным для предприятий и бесспорно заслуживает самого внимательного анализа и поиска в нем инструментов и методов для применения в каждой организации.





Денис Свитенко


Директор ООО «Консент Менеджмент» Главный аудитор TUV International Certification (TUV CERT) Эксперт по сертификации систем менеджмента качества, экологии, профессиональной безопасности ГОСТ Р

Комментариев нет: