«Передо мной встала задача провести самооценку организации. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом…» - разместил на одном из форумов сообщение пользователь с ником KolesnikovaVA. В ответ сообщество отозвалось, предлагая различные варианты и решения в области самооценки.
Было перечислено множество различных методов: модель делового совершенства EFQM, модель оценки Маслова, модель премии правительства РФ в области качества и многие другие. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные подходы к самооценке.
В соответствии с ИСО 9004:2009 самооценка – всесторонний и систематический анализ деятельности организации, а также достигнутых ею результатов по сравнению с выбранным эталоном.
Подходы к самооценке можно разделить на 3 группы:
Первая группа: премии в области качества
Как и стандарты на системы менеджмента качества, премии (конкурсы) в области качества подразумевают не только (и, наверное, не столько) оценку непосредственно качества продукции (услуги) предприятия. Оценивается скорее система управления и результаты, которых удалось добиться руководству организации, используя эту систему управления. Такие премии инициируются преимущественно на государственном уровне (хотя есть примеры межгосударственных премий – Европейская премия по качеству, премия СНГ в области качества). Распространены также региональные премии, например, в Краснодарском крае действует своя премия в области качества. Также подобные премии учреждаются на уровне холдингов и компаний. Как правило,премии по качеству не предусматривают денежную награду. Победителям вручается символ премии, который они могут использовать в рекламных целях. При этом, они должны в той или иной форме поделиться своим опытом с другими. Премия является конкурсом, в каждой премии существует разделение предприятий по группам – численности, форме собственности и т.д.
К наиболее известным премиям можно отнести следующие:
1) Премия Деминга (Deming Prize)
«В основе качества продукции лежит и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы» - такова основная идея лекций профессора Эдварда Деминга – американца, приглашенного в 1950 году выступить перед ведущими промышленниками Японии (источник: http://deming.ru). В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers – JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитию идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени – Премию Деминга.
В рамках премии оцениваются следующие категории:
1. политика в области управления и ее реализация,
2. разработка новой продукции и инновация процессов,
3. поддержание и улучшение качества,
4. система менеджмента,
5. анализ информации и применение новых технологий,
6. развитие человеческих ресурсов.
2) Национальная премия качества Малькольма Болдриджа(Malcolm Baldrige National Quality Award)
3-го августа 1987 года президент Рональд Рейган подписал Закон 100-107, учреждающий Премию Качества Малколма Болдриджа. Текст закона начинается словами: "… лидерство США в обеспечении качества изделий и качества процессов оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашей внутринациональной производительности оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия". Этот закон объявил войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х годов. За годы своего существования Премия Болдриджа выросла из конкурса в принципиально новый подход к управлению организацией.
В основе оценки по премии Болдриджа лежат семь критериев:
1. лидерство,
2. стратегическое планирование,
3. ориентация на потребителя и рынок,
4. измерение, анализ и управление на основе знаний,
5. важность человеческих ресурсов,
6. оперативное управление,
7. бизнес результаты.
3) Европейская премия качества(European Quality Award)
Европейская Премия Качества – самая престижная европейская награда за достижение превосходства в бизнесе – находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий Европейских стран в области качества. Соискатели Европейской премии, как правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а уже затем включаются в борьбу за главную премию Европы в области качества.
Организатором и учредителем Европейской премии качества является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management – EFQM). Это партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению превосходства в бизнесе.
Критерии Европейской премии качества делятся на две группы "Возможности" и "Результаты".
Группа "Возможности" включает в себя:
1. лидерство,
2. политика и стратегия,
3. люди,
4. партнерство и ресурсы,
5. процессы организацией.
Группа "Результаты" включает:
6. удовлетворение потребителей,
7. удовлетворение персонала,
8. влияние на общество,
9. ключевые результаты деятельности.
За достижения в каждой из этих групп предприятие может получить по 50% максимального количества баллов.
4) Премия Правительства Российской Федерации в области качества
Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества (с той разницей, что в РФ почему-то решили, что группа «Возможности» должна вносить на 5% больший вклад в получение премии, чем группа «Результаты» - 55 и 45 соответственно). На рисунке 1 приведена графическая модель, по которой оцениваются предприятия-участники конкурса на соискание премии (последняя версия модели была опубликована в 2009 г., источник: www.vniist.ru).
Информация о некоторых других премиях в области качества приведена в таблице 1 (источник: http://www.support17.com/).
Таблица 1.
Страна | Наименова ние премии | Состав критериев премии | Категории участников-победителей | Год учреждения, частота присуждений | Уровень презентации победителей конкурса |
Аргентина | Национальная премия по качеству | На основе модели TQM | Государственные и частные предприятия | 1992, ежегодная | Президент |
Бельгия | Бельгийская премия по качеству | На основе европейской модели TQM | Малые, средние и большие предприятия | 1990, ежегодная с 1994 | Министр правительства на гала-церемонии |
Великобритания | Премия по качеству Объединённого королевства | Совместима с Европейской премией | Открыта для всех коммерческих организаций | 1994, ежегодная | Премьер-министр |
Дания | Датская премия по качеству | На основе европейской модели TQM | Общенациональная | 1993, ежегодная | Министр промышленности на специальной церемонии во Всемирный день качества |
Ирландия | Премия за высшее качество Ирландской ассоциации качества | На основе премии М. Болдриджа, Европейской премии, премии Деминга, Датской и Шведской | Один победитель из 10 обладателей региональных премий (8 из которых промышленные компании, а 2 из сферы услуг) | 1982, ежегодная | Президент на специальной церемонии в Дублине |
Исландия | Премия Исландской ассоциации поощрения качества | На основе премии М. Болдриджа, Европейской премии, премии Деминга, Датской и Шведской | Один национальный победитель из шести компаний, трех частных и трех государственных | 1993, ежегодная | Премьер-министр на специальной церемонии во Всемирный день качества |
Нидерланды | Голландская премия по качеству | На основе европейской модели TQM | Один победитель, участвовать могут все | 1992, ежегодная | На специальной церемонии в Амстердаме |
Норвегия | Норвежская премия по качеству | С 1992 г. основывается на премии М. Болдриджа и Европейской премии | Общенациональная | 1974, ежегодная | На специальной церемонии |
Словакия | Премия Словакии по качеству | Используют ся шесть из девяти критериев Европейской премии | Малые, средние и большие предприятия | 1994, ежегодная | Министр экономики на специальной церемонии во Всемирный день качества |
Финляндия | Финская премия по качеству | На основе премии М. Болдриджа | Промышленность, сфера услуг, малые и средние предприятия | 1994, ежегодная | Премьер-министр во Всемирный день качества |
Франция | Француз- ский приз за качество | На основе премии М. Болдриджа и Европейской премии | Предприятия с численностью работающих не более 500 человек, обладатели региональных премий по качеству | 1992, ежегодная | Министр промышленности |
Швеция | Шведская премия по качеству | На основе премии М. Болдриджа | Общенациональная | 1992, ежегодная | Король Карл Густав |
Вторая группа: подходы, основанные на международных стандартах в области менеджмента
Пример другого подхода к самооценке приведен в стандарте ИСО 9004. В соответствии с методикой, пользователям предлагается оценить степень выполнения разделов стандарта по 5 уровням зрелости от «Базового» до «Наилучшего опыта». В итоге оценки предприятие получает картину «удаленности от идеала» или «близости к идеалу». На рисунке 2 приведен пример иллюстрации результатов самооценки (источник – ИСО 9004:2009).
В соответствии с предлагаемой методикой, по результатам проведения самооценки следует составить план улучшений и / или инноваций.
Третья группа: прочие подходы
Это те подходы, которые предлагаются различными специалистами, действуют в различных организациях, но не копируют напрямую методики, приведенные в 2-х предыдущих группах. Причем не факт, что они за счет своей меньшей популярности менее интересны, чем вышеперечисленные. Например, система самооценки RADAR предлагает оценку по 4 направлениям: результаты, подход, развертывание, оценка и обзор. На рисунке 3 приведена графическая модель системы RADAR (источник http://quality.eup.ru):
· Результаты (Results) – тенденции, цели, сравнения, причины, охват
· Подход (Approach) – рациональный, интегрированный
· Развертывание (Deployment) – осуществленность, систематичность
· Оценка и Обзор (Assessment and Review) – измерение, изучение, улучшение
Логика оценки подразумевает, что организации необходимо следующее:
· Определение Результатов, к которым она стремится, как части процесса создания ее политики и стратегии. Эти результаты охватывают работу организации, материально и оперативно, а также с точки зрения восприятия ее заинтересованными сторонами.
· Планирование и развитие набора рациональных и интегрированных Подходов, которыми достигаются требуемые результаты в настоящем и в будущем.
· Систематическое Развертывание подходов, гарантирующее полное выполнение.
· Оценка и Обзор подходов, основанных на контроле и анализе достигнутых результатов и текущих действиях по изучению ситуации. Основываясь на этом, определяют, расставляют приоритеты, планируют и осуществляют усовершенствования, где необходимо.
***
Существует еще большое количество примеров подходов, связанных с самооценкой. Актуальным остается вопрос – насколько это все востребовано у нас.
Несмотря на действия по популяризации систем самооценки (например, через государственные органы в рамках проведения Российской и региональных премий по качеству), большой популярности методы самооценки, к сожалению, так и не снискали. Количество предприятий, участвующих в премиях, по сравнению с общим количеством организаций несоизмеримо мало. В ходе проведения аудитов мне ни разу не довелось увидеть, чтобы предприятие применяло модель самооценки, предложенную в ИСО 9004. Также я не слышал этого от коллег, проводящих аудит.
С чем это может быть связано? Как и в случае с внедрением систем менеджмента качества - следует рассмотреть 2 фактора интереса предприятий к внедрению процедур самооценки: внешний и внутренний.
Действительно, когда предприятие получает премию в области качества, можно говорить о определенной рекламе. Но проблема – в обилии «фальшивых» премий, дипломов, свидетельств в области качества, которые девальвировали действительно авторитетные премии, организуемые Правительством или главами регионов.
Так, коллеги из одной краснодарской организации показали мне недавно письмо такого содержания: «Просим Вас получить Сертификат соответствия международным стандартам качества управления (видимо, всем сразу – прим. автора)». Отправитель находится в Лондоне. Для того, чтобы получить сертификат достаточно было оплатить его пересылку (причем стоимость пересылки была значительно дороже стоимости стандартной экспресс-доставки, возможно, президент организации, выдавшей этот сертификат, хотел приехать лично). Никто на предприятии не подавал заявки и других данных для получения этого сертификата. Наверное, организаторы пользовались какими-то открытыми источниками – скорее всего телефонным справочником.
Количество различных свидетельств и дипломов, подтверждающих, что качество компании «самое лучшее», «компания – лучший поставщик», «руководитель – главный инноватор и модернизатор», которые висят в кабинетах наших руководителей, очень велико. И ничего не надо для этого делать, достаточно заплатить.
Что касается внутренних факторов – то стало общим местом говорить о том, что для российских предприятий и получение сертификата соответствия ИСО 9001 является часто сложной задачей. Возможно, в чем-то это и так, но видится, что основная причина не в этом. Премию можно рассматривать – как один из векторов движения предприятия после внедрения ИСО 9001. Ведь порядка 90 процентов организаций, решившихся проводить у себя самооценку, участвовать в Премиях в области качества, пришли к этим решениям после внедрения систем менеджмента качества. Т.е. проведение самооценки можно рассматривать как следующий шаг развития систем качества. И когда система внедрена, руководство предприятия обычно ищет новые способы и векторы своего развития. И тут появляется выбор: или не предпринимать ничего (по крайней мере значимого), или идти по пути внедрения различных методик и методологий управления. Например, внедряя ERP-сиситемы, системы управления проектами (там, где это уместно), прочие проекты по автоматизации деятельности и т.д. Самооценка – одно из таких направлений. И, возможно, т.к. ресурсы ограничены, предприятие не всегда выбирает именно этот путь.
В прошлом номере говорилось о том, что ИСО 9004:2008 является «новым ориентиром» в области «продвинутого менеджмента», дорожной картой управления. Параметры самооценки, будь то модели делового совершенства или модель ИСО 9004 – также являются такими ориентирами, тоже являются дорожной картой управления. И прибегать к самооценке, как нам кажется, необходимо не в последнюю очередь, когда все остальные пути и методики улучшения пройдены и испробованы. Бесспорно, самооценкой начинают заниматься сильные компании, и это действительно делает их еще сильнее.
Денис Свитенко
Директор ООО «Консент Менеджмент» Главный аудитор TUV International Certification (TUV CERT) Эксперт по сертификации систем менеджмента качества, экологии, профессиональной безопасности ГОСТ Р
Комментариев нет:
Отправить комментарий