суббота, 20 ноября 2010 г.

Оцифровка деятельности

Недавно я слушал доклад Бернарда Кауфмана - генерального директора
Руководящего центра
IRIS, идеолога и одного из авторов стандарта на системы
менеджмента для поставщиков железнодорожной отрасли
IRIS (International
Railway Industry Standard).

Г-н Кауфман среди всего прочего отметил, что стандарт IRIS - постоянно развивающаяся система требований, причем требования исходят из практики бизнеса формируются сообществом компаний-поставщиков железнодорожной техники {Siemens, Alstom, Bombardier), организаций-эксплуатантов подвижного состава (London Underground, Trenitalia Российские железные дороги и др) и сообщества организаций, работающих в сферах систем менеджмента (Buerau Veritas, TUV, DNV и проч.) Базой для IRIS служит международный стандарт ИСО 9001. Одно из значимых дополнений базовых требований - понятие Ключевых показателей деятельности - KPI.

Появление прямых требований касательно KPI, возможно, один из векторов развития стандартов на системы менеджмента. Само понятие не является новым – KPIkey performance indicator, а России его еще называют КПЗ - ключевой показатель эффективности, показатель, по которому оценивается результативность и эффективность разных сфер деятельности в компании. Общеизвестно, что невозможно управлять тем, что невозможно измерить. Такие показатели эффективности деятельности позволяют руководителю компании, по сути, получить приборную панель, панель индикаторов, отслеживая которые он сможет добиваться целей предприятия. То есть оцифровать деятельность компании

Учитывая, что понятие KPI достаточно известно и широко применяется в менеджменте, имеет универсальный характер и в неявном виде упоминается во многих стандартах на системы менеджмента (например, в том же ИСО 9001 требуется, чтобы предприятие обеспечивало мониторинг и измерение выделенных бизнес-процессов), имеет смысл подойти к требованиям, установленным в IRIS, как к best practice - лучшим практикам.

Для всех KPI формируется метрика - метод оценки показателя и устанавливается
его значение. В соответствии с методологией, ключевыми показателями должны
устанавливаться такие величины которые можно измерить, оценить количественно и на
которые компания может повлиять При этом показатели должны характеризовать
величину, позволяющую получить конкурентное преимущество и являющуюся значимым
компонентом для успеха либо провала предприятия.

В таблице приведены показатели, которые могут использоваться в качестве KPI (целевые значения устанавливаются каждой компанией индивидуально).

KPI

Метрика

Цель

Своевременность поставок потребителю

Сравнение номинального и действительного значений (соотношение)

95%

Уровень несоответствующей продукции поставщиков

Процент брака от объема полученной от поставщиков продукции

7%

Затраты на внутреннее несоответствующее качество (брак)

Процент стоимости бракованной продукции, выявленной в ходе контроля качества на предприятии от общего объема произведенной продукции

6%

Все KPI должны анализироваться в рамках проведения анализа системы менеджмента качества со стороны руководства - быть входными данными для анализа.

Но в IRIS интересен не столько механизм применения - как можно увидеть он достаточно прост и очевиден, а те контрольные точки, в которых, по мнению разработчиков IRIS, следует применять KPI.

Рассмотрим, в каких направлениях требуется оценивать компаниям свою деятельность по IRIS - минимально их 15. Причем разделяются обязательные KPI – без применения показателей в указанных областях предприятие не может считаться соответствующим требованиям IRIS и получить сертификат, и рекомендуемые KPI.

К обязательным сферам применения относятся:

· своевременность поставок потребителю;

· несоответствия, выявленные потребителем в течение всего жизненного цикла продукции;

· менеджмент при проведении тендера;

· проектирование и разработка;

· процесс закупок;

· управление проектом или разработка новой продукции (термин «проект» здесь применяется в широком смысле. т.е. как осуществление комплекса каких-либо действий, направленных на достижение установленной цели, соответственно много внимания уделяется направлению project management);

· управление затратами в рамках управления проектом.

К рекомендуемым KPI относятся:

· уровень внутренних несоответствий и несоответствий от поставщика в течение всего жизненного цикла продукции;

· своевременность работы поставщика;

· время реакции на выявленные потребителем несоответствия;

· затраты на несоответствующее качество;

· анализ требований, касающихся продукции;

· контроль первого изделия (FAI - First Article Inspection);

· удовлетворенность потребителя;

· анализ данных.

Если, как отмечалось выше, ключевые показатели деятельности - это панель управления компанией, то приведенные точки приложений KPI - приборная панель предприятия с точки зрения авторов IRIS и этот вид приборной панели может быть полезен для управления компаниями не только в железнодорожной отрасли, но и в других сферах бизнеса.


Денис Свитенко

Директор ООО «Консент Менеджмент» Главный аудитор TUV International Certification (TUV CERT) Эксперт по сертификации систем менеджмента качества, экологии, профессиональной безопасности ГОСТ Р