среда, 30 сентября 2009 г.

Не те времена

«Мы сейчас не можем позволить себе внедрение СМК. Мы пострадали от кризиса. Сейчас не те времена» - сказал нам в разговоре директор одной из компаний. Подходящее ли сейчас время для внедрения СМК? Насколько оправданы затраты на внедрение СМК в период кризиса?

В России продолжается Кризис 2008-09. Единых оценок относительно его глубины и длительности нет. Одни считают, что кризис только в головах (их он пока не коснулся), другие подсчитывают убытки, сокращают рабочую неделю, заработную плату персонала или сокращают сам персонал. При этом популярность стандарта ИСО 9001 на систему менеджмента качества, как ни странно, увеличивается.
Действительно, по оценкам многих коллег возникла, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: несмотря на кризис, спрос на услуги по внедрению и сертификации системы менеджмента качества растет. И ситуация парадоксальна только на первый взгляд. Количество работы на рынке (например, строительства) уменьшилось, а это значит, что конкуренция возросла. Региональные компании вынуждены искать работу за пределами своего региона, компании с отраслевой ориентацией ищут работу вне своей привычной отрасли. Это вызывает ужесточение требований к компаниям, участвующим в тендерах и компании начинают искать дополнительные конкурентные преимущества. А перечень таких преимуществ не столь широк. Помимо портфолио, чек-листов с указанием компетентности персонала, наличия техники и программного обеспечения больше ничего (или почти ничего) и нет. Конкуренция по стоимости сходит на нет – все работают с минимальной рентабельностью, а это значит, что для того, чтобы выделяться на фоне равных нужно что-то еще. Дополнительные аргументы. И часто в этом и помогает сертификат на систему менеджмента качества, выданный авторитетным органом по сертификации.
Насколько подходит организациям стандарт ИСО 9001 в период кризиса? Является ли он исключительно «стандартом роста»? Компании в период кризиса испытывают 2 проблемы (если говорить укрупненно): нехватка денежных средств на реализацию проектов / выпуск продукции, спад спроса на продукцию / услуги.
Следовательно, у предприятия в период кризиса есть 3 основных цели:
- поиск заемных средств
- оптимизация издержек
- нахождение новых рынков сбыта, поиск новых заказчиков.
Стандарт ИСО 9001 направлен на решение двух из трех приведенных вопросов. И если на третий вопрос отвечает процедура сертификации, то на второй – сами требования стандарта. Как известно – стандарт ИСО 9001 – является инструментом управления организацией, и он может адаптироваться под те цели, которые бизнес ставит перед ним. Цель «устойчивое развитие» меняется на цель «ВЫЖИТЬ» и под эту цель устанавливаются планы мероприятий, критерии процессов, в разрезе этой цели устанавливается ответственность и полномочия, на этом акцентируются корректирующие и предупреждающие действия. А такие «технические» требования стандарта, как управление документацией, обеспечение работоспособности технологического оборудования, проведение входного контроля материалов и т.д. – они останутся востребованы всегда, пока работает предприятие – не важно – кризис или рост.
Не согласимся с тем фактом, что внедрять СМК в кризис не эффективно. Что персонал занят другими вопросами, ему не до этого. Мы 10 лет занимаемся вопросами систем менеджмента качества и за это время ни один руководитель не сказал нам, что «сейчас легкое время». Проблемы были, есть и будут всегда и ждать, что «они закончатся и тогда настанет время» по меньшей мере странно. Следует также вспомнить, что именно кризис 1998 года подтолкнул рост внедрения систем менеджмента качества в России.
Более того, может кризис и есть самое благоприятное время для внедрения стандарта («парадоксальная ситуация», описанная выше, тому подтверждение). Ведь нам всем зачастую для того, чтобы сделать качественный скачок вперед и необходимо какая-либо встряска. Сейчас модно говорить о том, что в кризис компания должна не просто стремиться сохранить объемы работ / выпускаемой продукции, персонал, свою рыночную нишу, но и заложить новый фундамент, чтобы по окончании кризиса, когда сработает отложенный спрос, суметь обеспечить себе новые возможности.
Очевидно, что ИСО 9001 – это не панацея и далеко не гарантия избежать кризис или минимизировать его последствия. В сети интернет мы нашли такое высказывание: «Компании, не позаботившиеся о своем будущем и не получившие сертификат ИСО, уже подвержены влиянию кризиса. На компаниях, которые имеют сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000) [в ноябре 2008 года вышла новая версия стандарта ИСО 9001- прим. автора] он в итоге не отразится». Причем это высказывание приведено на полном серьезе и практически дословно опубликовано на двух независимых ресурсах двух консультационных компаний. Повторимся, что система менеджмента качества – это инструмент и тут успех зависит от того, в чьих руках находится этот инструмент.
Последний аргумент «против» который можно услышать – затраты. Следует отметить, что зачастую представление руководителей о дороговизне работ по внедрению СМК завышены в несколько раз. И в любом случае, правильнее употреблять слово не затраты, а инвестиции.

Денис Свитенко
Директор ООО «Консент Менеджмент»
Главный аудитор TUV International Certification (Германия)
Эксперт по сертификации систем качества ГОСТ Р

Комментариев нет: