вторник, 1 июля 2008 г.

Как выбирать консультантов?

Успех любого проекта по внедрению систем менеджмента (по системам менеджмента качества ИСО 9001, системам экологического менеджмента ИСО 14001, системам охраны здоровья и обеспечения безопасности труда OHSAS 18001 и проч.) зависит от трех факторов: желание высшего руководства, квалификация персонала, правильно выбранные консультанты. Существуют разные мнения относительно полезности и эффективности действий консультантов. Как говорил Сирил Норткот Паркинсон «Обыкновенно консультант не задерживается там, где наконсультировал» («Свояки и чужаки»). Однако тот же Паркинсон отмечает, что как пчелы переносят пыльцу от цветка к цветку, так консультанты переносят лучший опыт и эффективные решения от одного предприятия к другому – «перепархивая из одного учреждения в другое, они способствуют их расцвету и размножению» («Свояки и чужаки»), «опыляют каждое из них ради общего блага» («Мышеловка на меху»). Так или иначе, в подавляющем большинстве случаев в начале проекта по внедрению системы вопрос о выборе консалтинговой организации возникает перед каждым руководителем. По каким критериям оценивать консалтинговую компанию? На какие вопросы следует обращать внимание в первую очередь? Как построить взаимоотношения с консультантами?
С 1 июня 2008 г. вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 10019 «Системы менеджмента. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества». Сразу оговоримся, что для профессионального сообщества консультантов данный стандарт не привнес значимых нововведений. Ведь стандарты ИСО (а именно международный стандарт ISO 10019-2005 "Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services" явился прообразом) разрабатываются на основании опыта самых успешных компаний и, в данном случае, опыта успешного взаимодействия «консультант-заказчик». И большинство профессиональных консультантов этот опыт отслеживают и применяют в своей деятельности.
Мы считаем, что основной интерес этот стандарт должен вызвать как раз у потенциальных заказчиков, вставших перед выбором консультантов. И именно по той причине, что в стандарте приведен мировой опыт по выбору и взаимодействию с консультантами.
Давайте кратко рассмотрим, какие вопросы легли в основу стандарта. Итак ГОСТ Р 10019 в его основных разделах состоит из 2 частей – «Выбор консультантов по системам менеджмента качества» и «Использование услуг консультантов». В первой из указанных частей рассматриваются ожидания предприятия от работы с консультантами, роли консультанта в проекте, а также вопросы оценки компетентности консультанта. Сегодня один из основных упреков в стан консультантов относится к профессионализму их услуг (см. например, ежегодный рейтинг российских консалтинговых компаний журнала «Деньги» «Квалификационный недобор», «Деньги» № 14 (620) от 16.04.2007 г). Действительно консалтинговая деятельность по внедрению систем менеджмента качества не подпадает под обязательное лицензирование и для того, чтобы начать оказывать консультационные услуги достаточно зарегистрировать юридическое лицо или предлагать свои услуги в качестве индивидуального предпринимателя. И риск нарваться на недобросовестных специалистов со стороны заказчика здесь довольно велик. Следует также отметить, что зачастую выбор консультанта сводится к оцениванию консалтинговых фирм и очень редко руководители предприятий обращают внимание на компетентность конкретного консультанта, который будет вести проект. И вопрос не только в том, что даже в солидной фирме могут быть слабые специалисты (хотя такое тоже, к сожалению, встречается), мы считаем, что конкретный консультант имеет конкретный опыт, навыки, личностные качества, и личность конкретного консультанта не менее важна, чем та консалтинговая организация, от которой работает этот консультант.
Вторая часть стандарта рассматривает такие вопросы, как требования к договорам на оказание консультационных услуг, вопросы по взаимодействию с консультантами в ходе выполнения проекта.
Также отметим универсальность стандарта – он может быть использован не только по прямому назначению – при выборе консультантов для внедрения систем менеджмента качества по ИСО 9001, но и при работах по внедрению близких стандартов, например, ИСО 14001 (по системам экологического менеджмента), ISO/TS 16949 (по системам менеджмента качества для поставщиков автокомпонентов), систем управления проектами (project management) и прочих. Стандарт будет полезен при внедрении других крупных нововведений в компании когда планируется прибегнуть к услугам консультантов.
Основное преимущество, которое получают потенциальные заказчики консультационных услуг от рассматриваемого стандарта заключается в том, что появляется единая система оценки компетентности консультационной фирмы и конкретных консультантов.
Мы бы рекомендовали при выборе консультантов запрашивать у потенциальных партнеров предложения, которые должны включать один и тот же набор критериев, а для выбора этих критериев как раз и может пригодиться стандарт ГОСТ Р ИСО 10019. Причем, как было уже сказано, следует анализировать качества не только консалтинговой фирмы в целом, но и качества и компетентность конкретного консультанта с которым будет необходимо пройти большой и сложный путь построения системы менеджмента.


Денис Свитенко,
Директор ООО «Консент-Менеджмент», главный аудитор TUV CERT (Германия)

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Привет всем, я Адрик Вадим, живу в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как господин Вениамин помог мне с ссудой в 15 000 000,00 рублей на начало доставки еды и напитков после всего, в чем у меня есть работа несколько отелей здесь, в кургане, просто чтобы заработать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но я благодарю Бога за то, что теперь я работаю самостоятельно, и на моем попечении работают 5 человек. Если вы ищете финансовой свободы, я посоветую вам связаться с г-ном Бенджамином, отправив это электронное письмо ниже и укажите номер приложения. 247officedept@gmail.com + 1-989-394-3740